Порядок и сроки рассмотрения обращения граждан


Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан

Должностные лица Следственного комитета Российской Федерации и его подразделений рассматривают обращения и осуществляют прием граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации».

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Обращения граждан, должностных лиц и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации. В том случае, когда установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Обжалование действий (бездействий) и решений должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющих уголовное преследование, осуществляется в соответствии со статьями 123-125 уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Такая жалоба может быть подана участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Указанная жалоба рассматривается в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Постановление следователя, руководителя (заместителя руководителя) следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) следователя, руководителя (заместителя руководителя) следственного органа, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования.

Следует отличать жалобы (просьбы участника процесса устранить нарушения закона), подлежащие рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ и ходатайства по уголовным делам.

Ходатайство – это обращение участника процесса с просьбой совершить процессуальное действие или принять процессуальное решение для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, его заявившего, либо представляемого им лица.

Ходатайства заявляются лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело, и рассматривается в порядке ст. ст. 119-122 УПК РФ. Срок рассмотрения ходатайства составляет 3 суток со дня его заявления. Днем заявления ходатайства следует считать дату его регистрации. По результатам рассмотрения следователем выносится постановление об удовлетворении ходатайства, либо о полном или частичном отказе. После рассмотрения оригинал ходатайства приобщается к материалам уголовного дела.

Решение вопросов законности и обоснованности действий и решений сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации не входит в компетенцию органов Следственного комитета Российской Федерации. Заявления, в которых выражается несогласие с произведенными процессуальными действиям или принятыми процессуальными решениями должностных лиц указанных органов, не могут быть разрешены по существу должностными лицами органов Следственного комитета Российской Федерации и подлежат направлению в компетентные органы.

При несогласии с действиями и решениями сотрудников Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда Российской Федерации граждане вправе обжаловать их вышестоящему руководителю должностного лица государственного органа, с действиями и решениями которого они не согласны, или обратиться в суд.

В случае несогласия с приговором суда, вступившим в законную силу, следует руководствоваться разделом 15 УПК РФ, регламентирующим порядок и основания обжалования судебного решения. Рассмотрение жалоб указанной категории также не входит в компетенцию следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.